Ареологические данные из Британского музея
Автор: Питер Матсерс (англ. Peter Masters)
Источник: creation.com
Перевод: Дарина Шестопалова
Редактура: Владимир Силенок, Катерина Савченко
Британский музей содержит огромное количество важных находок, которые дают прямые и косвенные подтверждения большому фрагменту библейской истории.[1]
Можно совершить путешествие по миру музейных экспонатов, которые подводят итог целому ряду археологических открытий, имеющих отношение к Библии. В сегодняшнем обществе, пропитанном секуляризмом, большинство людей не представляют себе, сколько убедительных доказательств дословной точности библейских записей существует.
Рассмотрим экспонаты, найденные при раскопках ассирийских королевских дворцов. Примерно с 880 г. до н.э. ассирийская империя начала свое формирование явным образом, что принесло разбой и тиранию, которые длились три тысячелетия, и она также поглотила многие другие царства. Ряд ассирийских царей оккупировали или ставили под угрозу оккупации библейские территории Израиля и Иудеи, подчиняя их себе и облагая их данью. Годы такого взаимодействия, конечно же, привели к упоминанию различных битв и имен в Библии и ассирийских летописях и памятниках. Нижеприведённые примеры дают независимое подтверждение исторической достоверности частям библейского повествования.
Интересный и значимый артефакт – ассирийский памятник, в котором упомянуты имена двух царей, занимающих видное место в Ветхом Завете. В музее три похожих памятника стоят рядом, и один из них посвящен Ашшурнацирапалу II (883–859 до Р.Х.). Он был ассирийским царем, который начал политику экспансии и строительство империи. Он изобрёл новые методы осады во время ассирийской войны, например, использование земляных валов и таранов, поддерживаемых рогаточными отрядами и лучниками.
Также на выставке представлен памятник песчаного цвета, играющий важную роль в библейской истории. Он известен как Стела Салманасара III (также называемый монолитом из Карха). Салманасар III правил Ассирией в 859–824 гг. до Р.Х. На стеле изображено, как он приветствует своих богов, символически нарисованных на маленьких картинках над его рукой. Письмена расположены вокруг изображения короля, а также на задней части памятника. Текст описывает первые шесть военных кампаний Салманасара, включает упоминание Ахава (царя Израиля) и Венадада I (царя Сирии).
В тексте написано, как (в 853 г. до Р.Х.) он продвигался на запад, угрожая многим королевствам, но Ирулени (Iruleni), царь Хамата, организовал мощную оборону при поддержке двенадцати царей, среди которых были Ахав и Венадад. Эти двое провели большую часть своего времени в войне друг с другом, но во время трехлетнего мира (упомянутого в 1 Царств 22: 1) они объединили свои силы около Хамата, чтобы противостать Салманасару. (Эти события происходили во время служения пророка Елисея). Сражение произошло в Каркаре (также пишется как Куаркуар) вблизи Хамата. На своей стеле Салманасар пишет следующие слова:
«Я подошел к Каркару. Я уничтожил, разрушил и связал Каркар, его королевскую резиденцию. Он взял с собой на помощь 1200 колесниц, 1200 кавалеристов, 20 000 пехотинцев, принадлежащих Хададезеру [Венададу I] из Дамаска,… 2 000 колесниц, 10 000 пехотинцев, принадлежащих Ахаву, израильтянину … ».
В тексте говорится, что вся армия союзников имела 50 000 пехотинцев, 14 000 единиц кавалерии и почти 4 000 колесниц. Салманасар хвастался, что он одержал такую великую победу, что реки были забиты трупами, а долины заполнились кровью. Однако древние ближневосточные короли преувеличивали свои подвиги и претендовали на победу во всех сражениях. Эта битва на самом деле была стратегическим поражением, потому что его наступление было эффективно остановлено, и он не завладел территорией своего врага. В Библии также нет упоминаний, что Ахав или Венадад потерпели военное поражение таких масштабов. Вскоре после этого события Ахав двинулся в наступление против Венадада и погиб на поле битвы (3 Царств 22: 34–35).
Хотя битва при Каркаре не описана в Библии, такие надписи как эта подтверждают, что личности, которые упомянуты во 2 Царств и 2 Паралипоменон, были реальными историческими фигурами. Данный памятник является типичным среди множества тех, что найдены при раскопках, и подтверждают, что библейские персонажи жили в то время и тех местах, которые указаны в Библии.
Ссылки и примечания
1. Описание можно найти в Masters, P., Heritage of Evidence in the British Museum,The Wakeman Trust, London, 2004.