Меню Закрыть

Круговорот воды в природе

H2O плывет по течению

Автор: Др.  Рон Неллер (англ. Ron Neller)
Источник: creation.com 
Перевод: Владимир Силенок 
Редактура: Катерина Савченко

Каждый живущий организм нуждается в воде для выживания, и распространение и движение воды (известное как круговорот воды в природе или гидрологический цикл)  изучается, начиная с начальной школы и заканчивая университетом.

Водные циклы достаточно хорошо изучены. Вода испаряется, конденсируется в облаках, а затем возвращается на землю в форме осадков (дождь или снег). Часть воды просачивается в землю (инфильтрация) и накапливается в форме почвенной и подземной воды. Оттуда она проникает обратно в атмосферу через растения. Часть воды в итоге превращается в ручьи и попадает в реки и океаны. Достаточно  очевидный процесс, но понимали ли мы его всегда?

Взгляд на протяжении истории

У древних греков взгляд на  водный цикл был совершенно другим. Фалес Милетский (поздний 7-й век – ранний 6-й до Р.Х.) верил, что ручьи и реки берут свое начало из обширной подземной пресноводной реки, присоединенной к поверхности мира. Затем вода вытекала посредством ручьев на поверхности и стекала в реки мира.

В 4 веке до Р.Х. Аристотель описывал круговорот воды в природе более точно, однако, как и Фалес, был уверен, что подземные воды были главным источником ручьев. Он писал, что было бы абсурдным  «предположить, что реки черпают всю свою воду из видимых источников (потому что большинство рек вытекают из ручьев)».[1]

Ссылаясь на Фалеса, Платона и Аристотеля, Дуг пишет: «общей ошибкой всех их была твердая уверенность, что дождя было бы недостаточно, чтобы обеспечить потоки рек и ручьев».[2] Эта ошибка была перенесена в следующие столетия. Леонардо Да Винчи (писавший через 1500 лет после Р.Х.) размышлял над подземными механизмами, которые выталкивали бы воду в горы. И Галилео (около 1600 лет после Р.Х) сказал, что был расстроен, поскольку не мог понять источник ручьев.

Правильное понимание круговорота воды в природе не появилось до 17 столетия. В 1674 году Пьер Перольт (Pierre Perrault) опубликовал свое исследование водного цикла.[3] «Он представил исследование существенной части реки Сены, начиная с ее источника к северо-западу города Дижона. Используя нумерические расчеты, он продемонстрировал, что речной сток составляет всего одну шестую объема воды попадающей в  водосборный бассейн в виде снега или дождя каждый год».[4]

После того, как это стало ясным, появилось полное понимание круговорота воды в природе.

Что говорит Библия

В связи с тем, что вода является необходимым компонентом жизни, неудивительно, что Библия говорит многое о ее распространении и движении. Несмотря на то, что целью этих стихов «водного цикла» было описание Божьего Царства, они вмещают в себе гидрологические концепции, которые выходят далеко за пределы мышления философов естествознания и исследователей тех дней.

Одна из самых древних книг – книга Иова, представляет ясное описание многих аспектов круговорота воды в природе.  Среди них испарение, конденсация и осаждение (Иов 36:27028), и формирование облаков (Иов 26:8). Другие книги представляют дополнительные сведения, включая стихи об испарении (Пс. 135:7) осадках (Пс. 104:13), просачивания (Исаия 55:10), высвобождение грунтовых вод посредством ручьев (Бытие 16:7; Пс. 104:10), росы и дождя (Второзаконие 32:2), потопах и пустынных  ручьях (Исаия 44:3-4), так же как и о движении облаков и их природе (Экл. 1:6-7).

Но Библия идет намного дальше простого перечисления компонентов круговорота воды в природе. В дополнение к этим понятиям, Библия указывает на то, что они соединены между собой посредством законов и что это циклический процесс. Это те две концепции, которые не были хорошо поняты ранними исследователями.

В Иов 38:33, Бог спрашивает Иова о его способностях создавать законы природы. Бог является рациональной личностью, и здесь Он показывает эту рациональность посредством создания законов или указов для того, что нам знакомо как пути водного цикла.  Вера в рациональность Бога представляет настоящий фундамент для научного решения:

Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.  Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. (Экл. 1:6-7)

В этих  стихах содержатся концепции цикла и водного баланса, основанного на сохранении материи.

Библейская точность

Библия не представляет неясность, ошибку или противоречие, описывая гидрологические процессы. В Библии водный цикл не представлен так, как будто подземные воды просачиваются в горы, чтобы вытекать в виде ручьев, которые питают реки всего мира. Вместо этого Библия описывает безошибочную картину динамики и компонентов этой системы за тысячи лет до того, как первые научные исследования подтвердили ее.

Размышления

Верное научное понимание круговорота воды в природе пришло через время, но божественное объяснение самой  жизненно важной системы было представлено в Библии. Более двух тысяч лет научных дебатов , наблюдений и измерений теперь подтвердили то, что Бог явил (несмотря на краткие комментарии и аналогии)  в Своем вдохновенном Слове.

Ссылки и примечания

1. Aristotle, Meteorology, Book 1, Part 13, 350 BC, Tr. E.W. Webster.
2. Dooge, J.C.I., Background to modern hydrology; Paper presented to: The Basis of Civilization: Water Science? Eds. Rodda, J.C., and Ubertini, L., IAHS Publication 246, 2004.
3. Perrault, P., De l’origine des fontaines (On the Origin of Springs), 1674.
4. Pierre Perrault, Encyclopaedia Britannica online; britannica.com.