“Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому: мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2Кор. 11:2).
Богословие Апостола Павла обращало на себя пристальное внимание с момента его появления в Антиохийской церкви первого века; оно и сегодня столь же глубоко притягательно и непостижимо, как и от начала церкви из язычников. Его откровение о тайне домостроительства благодати для всех народов, полученное, как он говорит, непосредственно от Самого Господа, было им смело проповедано не только перед язычниками, но и возвещено перед народом израильским в лице руководства Иерусалимской церкви из евреев, но также и перед лицом предшествующих ему Апостолов Христовых. Его служение возникло неожиданно и мощно. Его проповедь поражала не только силою проповедуемого слова, но притягивало силою сопровождающих слово чудес и знамений, полнотой помазания, которое открылось в Павле могущественно «с верою и любовью».
Посланничеству Павла как Апостола для языческого мира Церковь всех времен обязана; особенно та, которой пришлось возрождаться от времен Реформации. Послания Павла и его предания сыграли решающую роль в процессе восстановления именно той модели церкви, которая от начала соответствовала плану домостроения у язычников, и которая, при наличии в первом веке другой модели, встречала большое сопротивление от иудаизма.
Павлово наследие оказалось мощным инструментов не только у реформаторов XV века, но и сегодня оно продолжает звать силой своего учения продолжить дело реформации, пока Церковь не придет в «меру полного возраста Христова», пока не облечется силою свыше, пока не восстановит посланничество и апостольское служение. Она стремится уподобиться первой церкви в силу той же верности не только Писанию, но и верности первоначальному откровению, которое принес Павел в языческий мир. Она получила силу от Господа переносить гонения не только от язычников, но и от формализованной церкви во все последующие времена.
Предметом рассмотрения этой статьи является особенность Нового Завета в Учении Апостола Павла, которое он принес в языческий мир. Новый Завет Апостола Павла является принципиально новым основанием для спасения язычников, по сравнению с Новым Заветом для евреев, первоначально преподанным Иисусом Христом. На самом деле оказалось, что этот вариант Нового Завета фактически стал единственным и достаточно славным основанием спасения как для язычников, так и для иудеев во весь последующий период Церкви.
Именно ему наиболее полно была открыта тайна домостроительства благодати для всех народов независимо от Закона Моисеева, Храмового и левитского служения, исключительно через веру во Христа Иисуса.
Настойчивое напоминание апостола Павла во всех его посланиях, что именно он является единственным Апостолом и Учителем язычников в вере и истине, должно, наконец, отразиться в богословии современной Церкви. Делал это Апостол исключительно для того, чтобы обратить внимание язычников на уникальность данного ему откровения о тайне домостроительства благодати для всех народов, «которая есть Христос в вас, упование славы». Но современная церковь из всех народов, по всей видимости, не собирается реагировать на этот акцент Апостола, иначе понимание важности этого заявления было бы осознано и подчёркивалось бы в учения церкви должным образом.
Восстановление апостольского учения о Новом Завете для всех народов, как единственного пути для получения доступа к Престолу Благодати, должно быть неотложной задачей продолжающегося процесса реформации Церкви последнего времени. Поиск пути облечения силою свыше в терминах и параметрах первоапостольской церкви не потерял своего значения и сегодня. И если принять за основу определение Павла о крещении Духом Святым как о залоге, тогда полнотой облечения силой свыше, согласно учению Нового завета, будет крещение Духом Святым и огнем.
Достижение этого обетования, как показывает Апостол Павел, станет возможным для язычников только на основании веры независимо от закона дел.
Для этого, пишет Апостол, необходимо осознанно принять его откровение, изложенное в учении как единственно полное основание для спасения.
Ибо благодатию вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8-9).
Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Чтобы воспользоваться предложенным Спасителем путем, необходимо его правильно понять (уразуметь) и себя максимально подготовить к следованию этим путем, как написано: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мк. 1:3). И только тогда будет дарована Божия благодать, которой человек сможет принести достойные плоды покаяния и послушания, как написано: «…всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие» (Ис. 40:4-5). «Велика слава Его в спасении Твоем; Ты возложил на него честь и величие» (Пс. 20:6).
Чтобы всякая плоть узрела славу спасения Божия, необходимо выпрямить все кривизны и сделать гладкими все пути, которыми приходит в мир благодать.
В первую очередь это касается понимания первоначального плана домостроительства благодати Божьей среди язычников, каким его возвестил в языческий мир первый его Апостол – Павел.
Иисус дал повеление: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19-20).
Апостольство Павла для язычников
Для язычников была возвещена особая, ранее неизвестная тайна Христова, «чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования» (Еф. 3:6). Иоанн Креститель приходил «чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк.1:17). В этих словах подчеркивается зависимость происхождения праведности от образа мыслей.
Приготовление пути Господу в церкви достигается путем научения народа вере и истине. Поэтому учителя в церкви постоянно должны совершенствовать своё познание, приводя его в соответствие с апостольским. Учителям в церквах следует обратить внимание на особенность посланничества Апостола Павла, отличительного от посланничества предшествовавших ему Апостолов Христовых, и быть «особенно внимательны к слышанному», чтобы самим «не отпасть от своего утверждения».
Павел писал об особой миссии к язычникам: «Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования, которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его. Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом» (Еф. 3:2-9).
У Павла в его посланиях есть нечто странное для иудеев, касающееся учения об оправдании через веру, не зависимо от дел, о чем Петр писал: «как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобо-вразумительное…» (2Пет. 3:16). Апостол предупреждает об опасности критиковать Павла, по причине имевшихся у многих недопониманий данной ему премудрости.
Не разумеющие Евангельских истин и других неправильно учат. Об этом Павел писал: «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим. 10:3). Павел пишет: «И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых» (Рим. 3:8). Поэтому в первую очередь учителям Нового Завета для язычников нужно уразуметь учение Апостола язычников.
Свое апостольство он подчеркивает почти в каждом послании:
Рим. 1:1: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию».
1 Кор. 1:1: «Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа».
1Кор. 9:1: «Не Апостол ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?»
1Кор. 9:2: «Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства -вы в Господе».
2Кор. 1:1: «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа».
Гал. 1:1: «Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых».
Еф. 1:1: «Павел, волею Бо-жиею Апостол Иисуса Христа».
Кол.1:1: «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа».
1Тим. 1:1: «Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей».
1Тим. 2:7: «для которого я поставлен проповедником и Апостолом, – истину говорю во Христе, не лгу, – учителем язычников в вере и истине».
2Тим. 1:1: «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе».
Тит. 1:1: «Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию».
Разграничение компетенции Заветов
Особенно важны для нас сегодня утверждения Павла в Гал. 1:1 и 1Тим. 2:7, приведенные выше. Он пишет, что не был Апостолом для обрезанных, так как у них уже были предшествующие Павлу Апостолы. Очень важно для нас сегодня понимание о происшедшем размежевании поля деятельности между Павлом и первыми Апостолами, описанном Павлом в его послании к Галатам. «Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных – ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных, содействовал и мне у язычников, и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения (на языке оригинала: «руку дружбы и примирения». Прим. автора), чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным» (Гал. 2:7-9).
Иными словами, у апостольства для обрезанных и у апостольства для необрезанных один Пославший их – Христос, но при этом были различия в некоторых деталях плана домостроительства благодати Божией, местами совсем не совместимые, поэтому они решили продолжать стоять и строить отдельно, независимо друг от друга. Подать руку общения – значит, не иметь взаимных претензий и вражды.
Понимая эти особенности первой Церкви, необходимо учитывать и то, что послания, посылаемые теми и другими Апостолами в целях пасторского надзора, имели совершенно конкретных адресатов: например: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, – радоваться» (Иак. 1:1). «Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным» (1Пет. 1:1) (пришельцам – т.е. рассеянным евреям).
Позднее, когда произошло разрушение Иерусалима и окончательное рассеяние церкви из евреев, первоначальные различия стали постепенно стираться: Апостолы Петр и Иоанн органически влились в труд Апостола Павла. Однако, в апостольском наследии мы имеем следы двух разных стадий Евангелия и следы двух различных планов домостроительства: один только для обрезанных, другой – для всех; притом, последующая версия Евангелия превзошла предыдущую в славе, а в отношении закона – стала концом закона. Если не различать этих двух стадий Евангелия и их направленности, непонятными будут якобы существующие противоречивые утверждения некоторых текстов Нового Завета, что влечет их неверное употребление в учении современной Церкви.
Павел доказывал, что язычнику, чтобы спастись, не нужно становиться евреем. Сегодня наоборот, еврею не нужно становиться язычником, чтобы принять Мессию и Его драгоценные обетования жизни и воскресения.
Первое, что нужно восстановить, будучи Его последовательными учениками, – это апостольское учение о Новом Завете для языческого мира.
Традиционно считается, что Новый Завет, обещанный пророками народу Израильскому тот же самый, что лежит и в основе спасения язычников. На самом деле, если уразуметь послан-ничество Павла, – это далеко не так. Не понимать разницы между двумя Заветами, равносильно не понимать этнической и исторической разницы между евреями и язычниками. А те христиане, которые не в состоянии сделать правильный выбор через оценку преимущества одного Завета перед другим, скорее всего, пользуются Заветом для евреев, который основан на законе дел и прост для понимания, чем Заветом для язычников, либо – одним и другим Заветами одновременно.
Такой подход к Завету – основе спасения, в реформированной Церкви продолжает оставаться небрежностью и неисправностью в священстве и не может обеспечить доступ к престолу благодати. Дух Святой и сегодня продолжает говорить: «Приготовьте путь Господу, прямыми сдепайте стези Ему» «и узрит всякая плоть спасение Божие». Во времена Апостола Павла были понятными и реальными его слова: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16). Благодать была обещана церкви на условиях Нового Завета, а успех в пути обеспечен Голгофским подвигом Сына Божия. Чтобы разобраться в этом вопросе, нам предстоит проследить весь путь от Ветхого Завета для Евреев до Нового Завета для всех народов.