Меню Закрыть

ЗАПОВЕДЬ, ЦЕРКОВНЫЕ ПРАВИЛА, ТРАДИЦИИ И ЦЕРКОВНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ. 

            Все христиане согласны жить свято. В церковном понимании свято – это чисто, скромно, прилично и достойно для подражания.

На наше понимание и восприятие того, что свято, оказывает влияние окружающая нас культура, религиозная среда, условия жизни, уровень жизни и даже климатические условия.

Церковные правила, традиции и церковные постановления предназначены помочь нам лучше понимать и различать, что свято, а что не свято, а также помочь нам достойно стоять в воле Божьей.  Догматика в церквях нашего братства одна, а понимание, что свято, в различных регионах отличается, поэтому в народе возникает критика и напряжение, ведущие к неприятию и отвержению. Нам предстоит разобраться в причинах такого разномыслия и определить, сможем ли мы стать одинаковыми, вместе с нашими церковными правилами, традициями и постановлениями? А если нет, то что нам сделать, чтобы нам быть Божьей семьей, Телом Христа и Божьей славой?

Приведу пример того, как на понимание, что свято, чисто, скромно и прилично, оказывает влияние не только окружающая нас религиозная среда, условия и уровень жизни, но даже климатические условия. У нас в Красноярске были гости из Украины. Погостили, пообщались и уехали.  Зима, на улице -430. Смотрю на автобусной остановке стоит многодетная сестра в шали, лоб открытый, шаль уже покрылась инеем. Спрашиваю: Аня, где твоя меховая шапка, ты же через 20 мин можешь получить менингит. Переминается с ноги на ногу, пожимает плечами и не знает, что ответить. Спрашиваю, что гости повлияли? В их климатических условиях шапка, может и роскошь и предмет гордости, а в Сибири необходимость. У кого к тебе будут вопросы, посылай их ко мне, а я им все объясню.

Здесь мы видим, как разные климатические условия могут влиять на понимание того, что свято, чисто, скромно, прилично и того, что является предметом гордости житейской. Догматика в церквях нашего братства одна, а понимание внутренней и внешней святости разные. Рассмотрим, как в разных регионах по-разному понимается святость и то, в чём проявляется святость. Вначале я умышленно назову проблемы, которых уже нет сегодня, чтобы показать, как время, условия и уровень жизни меняют взгляд на то, что раньше считалось предметом гордости, и поэтому преследовалось.

Итак, боролись, воевали и наказывали: за усы, за часы, велосипед, черные очки, цветные трусы, плавки, цветные рубахи, белые носки; все перечисленное ушло, т.к. изменился уровень жизни и всё это перестало считаться предметом гордости. Далее назову, что ещё есть сегодня:

– косынку нельзя завязать назад – это признак падения;

– сестрам быть с покрытой головой день и ночь;

– музыку из церкви долой, фату у невесты  долой, венчик у невесты долой, чёлки долой, потому что в церковь пришли «пони», фотографии долой, красное долой, каблуки долой, духи, одеколон, дезодорант, лосьон и все подобное – долой.

– упрямо держатся и других заставляют соблюдать дни очищения.

– надо быть застёгнутым на все пуговицы и даже в жару нельзя расстегнуть пуговку на манжете рукава рубашки.

В свое время Сороковский (выходец из Китая) предложил ввести униформу,  а чтобы всё было скромно: на буднях носить одежду синего цвета, а на выходных зелёного. В Молдавии и на юге Украины, там где есть виноградники, запрещено пить виноградный сок – за это следует церковное наказание, как за пьянство, потому что сложно различить, где сок, а где уже вино. На Украине в некоторых городах и поселках братьям нельзя ходить без головного убора, таковых считают отступившими от истины: ходить надо только с покрытой головой в фуражке. А в поселке, который рядом, надо ходить только в шляпе, в фуражках ходят только «москали». Никаких меховых шапок и шапочек, все кто это носят – гордецы и это не свято.

Когда внешняя святость не вытекает из внутренней святости, тогда такой перекос производит  нетерпимость, вражду и разделение. Посмотрим на плоды: служитель говорит другому служителю: «Знаешь ли почему эти трое из нашей церкви не могли получить исцеление, а поехали в церковь, где нет никакой музыки и там получили? Это потому что они там стоят в истине. И нам надо убрать всякую музыку.»

После чего эти служители «воевали» 20лет, а после разъехались.

Плоды говорят и сразу показывают кто мы, какие у нас взаимоотношения с Богом и с ближними. Так же плоды показывают, что мы построили и из чего построили, и на каком основании всё это мы построили.

Давайте обратим внимание, стало ли Божьей славой всё сделанное и построенное нами, или мы искали славы себе?

Святость Бога и святость человека. 

Ис 6:3 … Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! с восторгом восклицают Серафимы. Господь Свою любовь изливает так, что все получают радость, счастье, вдохновение, и поэтому вся земля полна славы Его. Его святость исходит изнутри Его любви. Свят- это абсолютно совершен в том, как Он изливает Свою любовь, а в Серафимах это производит восторг, восхищение и благоговейное поклонение!

В Нагорной проповеди Иисус сказал: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф5:48). Мы не сможем сравняться с Его совершенством, но принести радость и счастье, стать благословением для каждого человека, служа любовью, можем. Итак, совершенство мы видим в полученном результате: радость, счастье, вдохновение. Совершенный результат будет достигнут тогда, когда мы исполнены и движимы любовью Божьей, которая излилась в сердца наши Духом Святым (Рим5:5). Это не знание «как правильно», а исполнение Божьей любовью, мы посвятили себя на служение другим так, чтобы быть каждому благословением и быть Божьей славой. Это и есть внутренняя святость, из которой вытекает и внешняя святость. А плоды – дела сразу покажут, кто мы и какие у нас взаимоотношения с Богом и с ближними.

 

Христос, книжники и фарисеи 

Внутренняя святость вытекает из любви к Богу и ближнему, а когда она есть, тогда она будет правильно проявлять себя и во внешней святости.

Рассмотрим отрицательный пример:

Фарисеи – цвет нации, эталон святости и чистоты, ревнуя о внешней святости, связывали бремена неудобоносимые и гордо их провозглашали. Зачем? Чтобы этим повысить свой авторитет, чтобы потом «дерзкою рукою бить других». Как бы высоко ни поднималась планка внешней святости, но если она не будет вытекать из внутренней, то по оценке Иисуса она выглядит так:

Мф 23:3 «итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:

4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их

23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;

33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?»

Об этом же Иисус говорит в Лк.11:39-52.

Лк11:41 «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто.

42 Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.»

Они внешнее старались точно исполнять, а внутри не имели настоящую любовь к Богу и к ближнему и не были движимы любовью, это не стало для них главным.

Иисус, обличая книжников и фарисеев, говорит: «вы поедаете дома сирот и вдов …» Где? Когда и как? Пример: из дохода, полученного мной – десятая часть это «святыня», принадлежащая Господу в моем завете с Ним, есть часть для содержания семьи и покрытия необходимых семейных расходов. А остальное? Чтобы иметь из чего уделять нуждающимся. А «поедаю» когда не вижу, не чувствую и не участвую в нуждах сирот и вдов.  Господь называет Себя Отцом сирот, вдов и обиженных, поэтому Ему важно видеть, как мы к ним относимся. Иисус сказал: «сделавший одному из малых сих – сделал Мне.» Иисус подчеркнул, что, подавая милостыню из всего, что у нас есть, тогда у нас все будет чисто. Почему? Мы ничего не удержали у себя из того, чем должны были поделиться с нуждающимися, а удержанное нами будет свидетельствовать против нас.

 

Заповедь и церковные постановления.

  • Заповедь не изменяется и не отменяется. Она показывает, как сохранить правильные взаимоотношения с Богом и ближними.
  • Церковные постановления должны помогать правильно видеть и понимать требование заповеди, а также показывать, как правильно её выполнять.
  • Церковное постановление не может быть выше заповеди или упразднять её.
  • Церковное постановление может изменяться и даже упраздняться под воздействием времени и обстоятельств.

Например, если виноградников не станет, тогда церковное постановление, запрещающее пить виноградный сок, станет ничтожным, т.е. не имеющим никакого значения, а заповедь так и останется заповедью.

Так как церковные постановления подвержены изменениям под воздействием времени и обстоятельств, неправомерно их перенести в область догматики, туда, где находится заповедь. И неправомерно уравнять постановление с заповедью.

 

Как появляются традиции, правила и церковные постановления?

Церковные традиции, правила и церковные постановления связаны с порядком и устройством и помогают всё правильно организовывать и избегать ошибок. Церковные правила, традиции и постановления появляются из практики жизни; это так, как появляются правила техники безопасности или правила уличного движения и, когда ими не пренебрегают, они ограждают от ошибок, сохраняют нам жизнь и приносят устройство.

 

Самовольное смиренномудрие. 

Кол2:18 «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом 19 и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.»

Самовольное, потому что Слово Божие и заповедь этого не требуют, а мы (самовольно) установили своё правило, чтобы быть «святее других», а устанавливая это правило, говорим, что причиной таких постановлений являются «откровения», а это Апостол Павел называет обольщением, и что таковые, не держась главы, т.е. Христа и Его учения, безрассудно надмеваются плотским своим умом.

Например: постановили, чтобы сёстры покрывали голову день и ночь, а Слово Божие не требует покрывать день и ночь. Другие по причине «особой святости», вышли из братства, доказывая, что курицу можно есть, а петуха нет, потому что петух «блудник и многоженец». Что же сделало их столь отважными против Слова Божьего? Они «носители особого откровения и особой святости». Это сделало их «особо достойными» в их глазах, а все кто « не так, как они», это все – «отступившие от истины». Свои «откровения» они поставили выше Слова Божьего, которым проверяются все откровения. Они забыли о том, что  Слово Божье и любое откровение от Бога исходят из Одного Источника- Сердца Божьего.

Итак, наши решения, церковные правила, постановления и традиции не могут быть строже заповеди Божьей, или когда Слово Божие этого не требует, а мы устанавливаем, как закон и жёстко требуем их соблюдать. Такая жёсткость порождает ожесточение, вражду, ненависть, нетерпимость и разделение.

Приведу пример. В одном городе едем с дьяконом поместной церкви в машине. Вдруг он увидел сестру из их церкви, она шла в штанах. Он подъехал к ней, открыл окно и сказал: «отлучена». Не поприветствовал, не спросил куда идет, почему в таком виде на улице (она могла, делая ремонт в доме, идти за чем-то к соседям), потом закрыл окно и довольный поехал дальше – он выполнил свое служение.

Другой пример. Был случай, когда по причине жестких действий служителя одной церкви, двое молодых прихожан ожесточились, составили список служителей церквей из 22 человек, которых, как они посчитали, надо расстрелять, а потом поехали по домам расстреливать. Двух служителей расстреляли в их домах, пришли к третьему по списку, а его Господь увёл, сокрыл, а стрелявших арестовали.

Третий пример. Человек, отлученный за аморальный образ жизни, говорит служителю: когда вы меня примите? Служитель говорит ему: когда ты приведёшь все сферы своей жизни в порядок, тогда  приходи и будем с тобой говорить. Ожесточившись, этот человек не раз увозил этого служителя за город и пытался убить. Слава Богу, что служитель остался жив. Преследовал семью этого служителя, поджигал дома и квартиры других служителей. Всё это продолжалось около пятнадцати лет. И только недавно его посадили, и то за другие дела. А почему Бог молчал? Господь допустил это за жёсткость. Служитель – отец, а не начальник. А зачем ты «такой хороший служитель» нужен, если будешь пасти только «хороших» и «достойных», а с  грешником готов говорить только после того, как он сам себя сделает хорошим и достойным?

Иез34:1 «И было ко мне слово Господне: … 10 Так говорит Господь Бог: вот, Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их.»

Зах11: 17 «Горе негодному пастуху, оставляющему стадо! меч на руку его и на правый глаз его! рука его совершенно иссохнет, и правый глаз его совершенно потускнет.»

 

Как происходит подмена понятий? 

Появилась харизматическая церковь. Любопытные захотели посмотреть, как там у них. Пришли, а братья из харизматической церкви им говорят: ваши братья нас критикуют, а сами извращают Слово Божие. Показывают Втор22:5 « На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие.» И говорят: здесь ясно говорится, что одевать одежду противоположного пола – мерзость в очах Бога. Наши сёстры одевают женские брюки, а не мужские и это не про нас. И так разбили многих. Неверно женскую называть мужской одеждой и применять это место Писания, это будет подменой понятий.

Да, в нашем братстве есть такая традиция: сёстры брюки не носят, не носят украшения и не красятся. Почему мы этого не делаем? Потому что внутренняя и внешняя простота являются нашим посвящением в завете с Господом.

Посмотрим на посвящение Иисуса – «ни вида, ни величия; кроток и смирён сердцем… ». Он в любви Своей полностью посвятил Себя нам и поэтому не мог возвысить Себя и был простым, открытым и доступным для самых простых людей – с момента Своего рождения и до самой Голгофы.

Его простота, исходящая из Его любви является образцом и для нашего посвящения: «каков Христос, таковы и Христовы». Это дух Христов. Это знать Его; и уклониться от такой простоты- это остаться без Христа и не иметь с Ним ничего общего.

«Внешнее» вытекает из «внутреннего» и чётко говорит и показывает уровень нашего посвящения в завете с Господом.

Это ответ на вопрос «почему мы этого не делаем».

 

Подведем итог.

Из наших рассуждений стало понятно:

  1. Что мы не сможем стать одинаковыми, т.к. условия каждого региона отличаются от условий других регионов, поэтому надо признать, что в разных регионах наши церковные правила, традиции и церковные постановления могут отличаться, исходя из местных условий, и к этому надо относиться с пониманием и почтением.
  2. Устанавливая церковные правила, традиции и церковные постановления, руководствоваться тем, что они не могут быть строже заповеди или сравниться с ней; и неправомерно считать, что они устанавливаются навсегда.
  3. Не связывать бремена неудобоносимые и не уклоняться в самовольное смиренномудрие.
  4. Признать пользу правил, традиций и церковных постановлений тогда, когда они помогают нам здраво понимать волю Божью и помогают в ней пребывая, быть телом Иисуса Христа, быть семьёю Божьей и Божьей славой.
  5. Каждая личность является носителем той части культуры и норм, которые были в её молодости, а поэтому незрело, придя в церковь, претендовать на то, чтобы «здесь было что-то по-нашему». Апостолы были выше всех вопросов культуры и не касались их, а нам оставили универсальный ориентир – «как прилично святым». Это так, как считается официально приличным в данной культуре. А нам Христос повелел, чтобы мы, пребывая в Его любви и простоте, достойно представляли Его и Его Царство здесь, на земле день и ночь; (как прилично святым!)
  6. Когда «внешняя святость» не вытекает из «внутренней святости», тогда такой перекос производит нетерпимость, вражду и разделение. «Внешнее» вытекает из внутреннего и чётко говорит и показывает уровень нашего посвящения в завете с Господом.

 

Для того, чтобы было ясно, что же волнует народ Божий, я взял из многих вопросов только 9 разных.

 

  1. Почему сёстрам нельзя свои волосы положить себе на грудь?
  2. Почему братьям нельзя носить каблук выше 3х см?
  3. Что значит не портить края бороды? И почему у нас бреют бороду?
  4. К нашим сёстрам много требований: к их волосам, одежде и обуви, а посмотрите на братьев, на их волосы и причёски, одежду и обувь? Не пора ли для них устанавливать одну причёску с определённой длинной волос и давно уже пора установить ширину для брюк, чтобы не видеть их кривые ноги.
  5. А что, теперь нам можно резать чёлки и это уже не грех?
  6. Где границы свято или не свято, что чисто, а что уже нечисто, скромно – не скромно, прилично – неприлично и как это различать? Не пора ли прописать какие-то стандарты?
  7. «Почему мода так и лезет в церковь? Я сильно переживаю за своих внуков! »
  8. Что значит подмена понятий?
  9. Мф 23:23 … оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; а у Лк11:42 … и нерадите о суде и любви Божьей? В чём это выражалось? Объясните подробней.

 

Что есть общего в этих вопросах? 

  1. В каждом вопросе звучит желание понять насколько существующие церковные постановления соответствуют воле Божьей и Слову Божьему и решают ли они справедливо существующие внутрицерковные проблемы?
  2. Звучит недоумение по поводу несовершенства существующих церковных постановлений, также намек в адрес служителей, что они не успевают вовремя сориентироваться в обстановке, чтобы принимать зрелые решения, укрепляющие внутрицерковную стабильность.
  3. Видим твердое и решительное желание иметь лично-ясное Библейское основание по всем внутрицерковным постановлениям для того, чтобы пребывать в Божьей воле; а это ответственность учителей и служителей, чтобы они терпеливо и ясно донесли волю Божью до каждого.
  4. За каждым вопросом слышится томительное ожидание совершенства. Возникает вопрос: так где же взять такой рецепт, применив который, чтобы и у нас стало так, как у совершенных детей Божиих?

Итак, важно помнить, как бы высоко мы не подняли планку внешней святости и какие бы мы не установили самые совершенные церковные постановления, они не смогут ничего изменить, если всё это не будет вытекать из внутренней святости. Это было проблемой книжников и фарисеев, которым Иисус сказал: горе вам!

 

К размышлению:

Почти в каждой церкви есть разномыслия в вопросе внешней святости. Это производит неустройство и напряжение во взаимоотношениях. Одни спешат и стремятся поскорее изменить внешний вид людей в церкви, забыв о внутренней святости, из которой вытекает внешняя святость. Им кажется, что достаточно «чуть строже» прописать правила и «чуть строже» потребовать их исполнения, и тогда все будут святы. Они движимы «важной идеей»: «делай правильно»! Считают, что только они знают что правильно.

Других совсем не волнует то, что их жизнь, их внешний вид, поведение вызывают дискомфорт и преткновение в церкви. Когда им это показывают, они, возражая, говорят: «а где это написано, и где эти нормы, о которых вы говорите? Вы нас подводите под закон, а мы живем по благодати». Они самодостаточны, только они все знают, они духовные и живут по благодати. Учить их не надо, для них не существует авторитетов и у них на все свои понятия.

Важно вспомнить, что за все то, что делает Иезавель в церкви и то, чему она учит других, Господь спрашивает со служителя церкви.  Служители должны помочь каждому члену церкви разобраться и понять, что такое внутренняя святость, разобраться, каким именно должно быть наше посвящение в завете с Господом, чтобы достойно представлять Его и Его Царство здесь на земле, день и ночь (как это прилично Его святым!).

Что можно посоветовать служителю по поводу разномыслия?

Как первые, так и вторые не наставлены правильно в начале, «с порога церкви», и поэтому они живут по своим «понятиям», якобы стремятся к духовности и святости, а без внутренней святости все у них как у фарисеев, которым Иисус сказал: «Горе вам…!».

Немощных нужно по-отцовски наставить, донести волю Божью, а открыто противящихся и навязывающих свои понятия другим, строго запрещать/дисциплинировать, чтобы не развращали других.

 

Пожелание служителю:

  • Если ушли причины, вызвавшие появление определенных установлений, то такие установления следует пересмотреть.
  • Применяя установления, проявлять гибкость, а не косность (как «закон Мидян и Персов»), не проявлять нетерпимость. (Часто служители делают вид, что просто не замечают «неудобных», таким образом они их молча «выдавливают» из церкви, пока те не уйдут- это так называемый «Молчаливый бойкот»).

Пожелания членам церкви:

  • Быть живыми, горящими «первой любовью», активными и полезными в теле Христа.
  • Быть Божьей славой и не болеть «болезнями роста».
  • Претендовать на зрелость и совершенство – это никому не давать повода для преткновения и без претензий служить каждому так, чтобы стать для них благословением.

Здоровье церкви.

Когда церковь занята собой и забыла о «Великом поручении», тогда возникает эгоцентризм вместе с сопутствующими внутрицерковными болезнями (стал есть и пить и бить товарищей своих (Мтф. 24:49)). Теряются «живые» отношения с Богом и члены церкви устраивают соревнования- кто лучше устроится в материальной жизни, поднимают вопросы моды, а о внутренней святости и речи нет, а без нее Церковь не может быть здоровой, и тогда, как сказано в Писании, «горе нам».