Меню Закрыть

Ядовитые змеи и Крест

«От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути, и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых. И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей [Господу] о народе. И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Числа 21:4-9).

Этот выпуск «Журнала Манмин» посвящен библейскому эпизоду с ядовитыми змеями, насланными на народ Израилев во время странствия по пустыне, в его связи с крестными муками Иисуса, и завершает серию «Слово о кресте».

                          Медный змей, иллюстрация 1907 года

1. Змеи насланы на израильтян в наказание за хулу на Бога и Моисея

Описанные в 21-й главе Чисел события произошли во время исхода израильтян из Египта. Более четырех веков жил народ избранный в египетском плетении, моля Бога о даровании спасения. Бог освободил народ свой с помощью Моисея, которого Он надел сверхъестественными способностями.

Иудеи думали, что попадут в землю, «где течет молоко и мед», сразу же по выходу из Египта, однако их взгляду предстало нечто противоположенное. Бог направил свой народ в безжизненную пустыню, для того чтобы он выработал в себе качества, необходимые для обретения благословенной земли. Однако люди не приняли волю Божью, они оказались скоры на хулу в адрес Бога, роптали при малейшем испытании. Не в состоянии явить Богу свою веру в Него, израильтяне обрекли себя на 40 лет странствий по пустыне.

Освободившись по Божьей милости из египетского плена, израильтяне обвинили Бога и Моисея в попытке истребить народ в пустыне; они жаловались даже на манну небесную, говоря, что им «опротивела эта негодная пища» (Числа 21:5). Вскоре гнев Божий обрушился на народ Израилев в виде ядовитых змей, «и умерло множество народа из сынов Израилевых».

Лишь после этого иудеи пришли к Моисею с покаянием. Пророк заступился за них перед Богом, и Господь повелел ему сделать знамя с изображением змия, взгляд на которое избавлял от действия смертоносного укуса. Моисей изготовил медного змия, водрузил его на знамя, «и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив».

2. Духовный урок эпизода с ядовитыми змеями

1) Независимо от природы наших проблем, мы должны искать помощи у Бога.

Обладая абсолютной властью над жизнью и смертью человека, благословениями и бедами, Всемогущий Бог мог не только наслать ядовитых змей на иудеев, но и уберечь народ от гибели. Ядовитые змеи не могли взяться ниоткуда: известно, что пустынная местность, подобно той, где странствовал народ Божий, и поныне изобилует смертоносными скорпионами и змеями. Дело в том, что Бог длительное время оберегал израильтян от укусов этих опасных животных, но как только люди начали роптать на Него, действие небесной защиты прекратилось.

Итак, израильтяне оказались вынуждены искать у Бога причину и решение проблемы ядовитых змей. Таким же образом мы должны молить Бога о разрешении наших проблем в этом мире. «Ядовитые змеи» библейского повествования символически обозначают врага-дьявола и сатану. Кроме того, в Бытии 3:14 засвидетельствовано, что Бог повелел змию-искусителю, соблазнившему Еву: «Ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей». «Прах» может здесь интерпретироваться в значении «человек», так как Адам и все его потомки был сотворен из «праха земного» и ко тлену телесному низведен, в наказание за свой грех. В результате греха непослушания Адама, добычей змея, врага-дьявола, стали люди, погрязшие во грехе и неправде.

Когда люди страдают от различных бедствий и болезней, сталкиваются с трудностями и несчастьями, они полагают, что причиной их бед является судьба или случай. Однако дети Божьи должны прежде всего искать ответ на вопрос о причине бед в слове Божьем (1 Иоанна 5:18). Подобно тому, как израильтяне покаялись во грехах и пришли к Моисею, дети Божьи должны принести покаяние в неправедных деяниях и предстать перед Ним. Очищаясь с помощью покаяния, разрушая стену греха, приходя во свет, верующие позволяют Богу решить всякую проблему, независимо от ее природы.

2) Мы должны с благодарностью и радостью принимать испытания веры.

Допустив испытания, Бог позволяет своим детям обрести веру, подобную золоту, подготавливая в них сосуд, достойный благословений (Иакова 1:4). Даже отцы веры сталкивались с различными испытаниями, и только после них обретали обетованные Богом благословения.

Подобно этому, испытания, обрушившиеся на израильтян в пустыне, были подготовкой к обретению Ханаана, обетованной Богом земли (Второзаконие 8:15-16). Если бы они действительно уповали на Бога, а не роптали на Него, они бы совершенствовали себя и благодарили Бога за Его любовь и благословения.

Если мы с благодарностью и радостью переносим испытания веры, то Бог обязательно открывает нам дорогу в землю благословенную, Ханаан. Уготовив в себе сосуд, достойный благословений, несмотря на всякие испытания, преодолевая их, являя истинную веру, мы не даем повода врагу-дьяволу и сатане упрекнуть нас в бесчестии, и обеспечиваем себе Божье благоволение.

Вместе с тем, обвинения в адрес Бога лишь продлевают испытания, что само по себе свидетельствует о слабости веры человека, о его неготовности стать сосудом, достойным принять Божьи благословения.

3) Нам следует осознавать любовь Божью, позволяющую обрести веру, взирая на медного змия.

Когда израильтян одолевали ядовитые змеи, они могли спастись, лишь взирая на медного змея, водруженного на знамя. Значит ли это, что Бог не мог исцелить их одной только силой Своей? Зачем потребовался медный змей? Если бы израильтяне обладали такой верой, которая была у римского сотника (Матфея 8), сказавшего Иисусу, что достаточно «лишь одного Его слова», то Богу достаточно было просто сказать им: «Исцелитесь».

Однако израильтяне не обладали такой верой. Так как никакое проявление Божьей силы не может выполнить своего назначения, не будь у человека веры, Бог дал своему народу наглядную эмблему веры. Увидев высоко поднятое над землей изваяние змея, жалившего и истреблявшего народ, израильтяне получили осязаемый знак и, следовательно, убежденность в Божьем спасительном вмешательстве.

То же можно сказать о знамениях и чудесах в центральной церкви Манмин, которые свидетельствуют о деяниях Бога Живого в наше время. Как говорит нам Иисус в Иоанна 4:48: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес». Люди с черствыми сердцами не уверуют в Бога-Творца и Спасителя Иисуса Христа благодаря одним лишь проповедям, не важно, сколь часто и с какой страстью проповеди эти произносятся.

Иногда мы видим, как верующие идут на компромисс с миром, отступая от Слова Божьего. Но видя, узнавая и непосредственно сталкиваясь с деяниями Божьими, которые не под силу ни одному человеку на земле, даже неверующие признают существование Бога, а верующие укрепляются в истинной вере и вступают на путь исполнения Слова Божьего.

3. Божье провидение и спасение израильтян с помощью медного змея на знамени

В Иоанна 3:14-15 сказано: « И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Говорится это о распятии Иисуса. Подобно тому, как змей был вознесен на знамя, безгрешный Иисус был распят на кресте во искупление наших грехов.

Змий обозначает сатану. Почему же тогда Библия приравнивает бронзового змея и распятого Христа? Дело в том, что распятие Иисуса непосредственно знаменует собой победу над врагом-дьяволом и сатаной. Созерцание распятия есть одновременно созерцание утраты власти врагом-дьяволом и сатаной. Веря в распятого на кресте Иисуса, мы веруем в обретение жизни вечной.

Согласно духовному закону, возмездие за грех – это смерть; поэтому после греха Адама и он, и все его потомки обречены на смерть. После жизни, наполненной всяческими бедами и кознями врага-дьявола и сатаны, человек попадает в ад, где претерпевает вечное наказание.

Иисус пришел в этот мир для того, чтобы спасти человечество, а враг-дьявол и сатана со своими приспешниками распяли Праведника. Они полагали, что убийство Иисуса обеспечит им вечную власть над смертью, но оказалось, что тем самым они лишили себя этой власти.

Согласно духовному закону, смерть постигает лишь грешников, в то время, как Иисус был безгрешен. Враг дьявол и сатана нарушили этот закон, предав смерти Христа, свободного как от первородного, так и от собственного греха. Поэтому-то им и пришлось уступить власть над смертью и вверить Иисусу всех верующих в Него как в Спасителя. Таким образом, всякий, кто верует во Спасителя Христа, обретает спасение, молясь во имя Его. Такие освобождаются от проклятья вечной погибели.

Среди народа Израилева послушные остались в живых, взирая на медного змея, а непослушных и жестокосердных постигла гибель от змеиных укусов. Также и ныне, принимающие Христа Иисуса обретут вечную жизнь, но не будет спасения неверующим, которым уготовано вечно гореть в аду.

Дорогие братья и сестры во Христе, пусть каждый из вас поблагодарит Бога за Его любовь, за принесенного Им в жертву Единородного Сына, за спасение человечества. Не тратьте время, ступайте за Господом, и да обретете благословения в этой жизни, и нетленную славу в жизни небесной, — об этом молюсь я именем нашего Господа Иисуса Христа!