Меню Закрыть

Движение по вертикали лестницы Иакова

 «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней И вот, Господь стоит на ней» (Быт. 28:12-13)

«Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16)

Явление Христа во плоти и последующее сошествие Духа Святого на учеников открыло новую, небывалую возможность для спасенных приходить верою пред лицо Его для получения благодати для благовременной помощи Поэтому Иисус сказал Нафанаилу: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1:51) Обратите внимание на слова: «Восходящих и нисходящих» После дня Пятидесятницы Ангелы восходят и нисходят также и к Его Ученикам Ангелы, имея способность нисходить и восходить к престолу, пред лицо Его, в самый Рай, делают возможным восхождение и нисхождение в видениях и откровениях по воле Его и Учеников Христовых Так, например, будучи позванными взойти на небо, в самом Раю побывали Павел см. 2Кор. 12:4, а затем Иоанн см Откр. 4:1;11:12 Павел получил лично от Христа план тайны домостроительства благодати для язычников, а Иоанну были показаны события, которые должны произойти в последующих веках, вплоть до Нового Неба и Новой Земли см Откр. 21:1

Притом нужно заметить, что эти события христиане, утвержденные в вере Евангельской, понимают не только в аллегорическом, символическом, переносном смысле, как это принято в других конфессиях Христианам Евангельской веры свойственно верить всему написанному в прямом и, где надо, в переносном смысле во-первых, буквально, как и написано, во-вторых, в духовном смысле Например, они верят, что, если в первом веке «Он поставил одних — Апостолами, других — пророками, иных — Евангелистами, иных — пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:11-12), то это обетование принадлежит и реформированной, то есть восстановленной Церкви последнего времени, исполнение которого она ожидает и ищет Веря в богодухновенность Писания, христиане веры евангельской легко различают натяжки и подделки выдающих желаемое за действительное как в отношении новоявленных «апостолов» и «евангелистов» во славу свою, так и «пророков» и пророчеств по воле своей, распознают самовольное смиренномудрие и самовольное поклонение, которое есть идолопоклонство.
Свойство Ангелов восходить и нисходить к имеющим наследовать обетования наблюдалось и в период Ветхого Завета Так, Иакову во сне была показана лестница: «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему» (Быт. 28:12-13Лестница Иакова стала прообразом пути получения откровений от лица Божьего, передаваемых через Ангелов Божьих см Откр 1:1 «Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся, и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Быт. 28:16-17) Иаков понял правильно: где присутствует Бог, там и дом Божий, там и врата небесные, там является слава Божия.
Иными словами, тайна домостроительства благодати заключается в том, чтобы устроить в себе и между собою церковь, дом Бога Живого, и знать, как в ней поступать: «Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1Тим 3:15) Петр тоже говорил об этом: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое» (1Пет. 2:5) Поэтому выражение Иакова: «дом Божий — это врата небесные», по сути, является пророческим для нас, достигших последних времен и через Христа и Духа Святого получивших право пользоваться «лестницей Иакова» для получения благовременной помощи.
Само по себе понятие «духовной лестницы» не ново и вполне доступно для понимания Оно встречается в поучениях Христа и Апостолов много раз Например, духовный возраст, описанный Иоанном дети, отроки, юноши, отцы, представляет конкретные уровни духовного роста и развития Лестница представляет собой вереницу ступеней, восходящих вверх Есть уровень, который в Библии назван «высокой горой» Иез. 20:40, Иез. 40:2«горой Божией» Пс. 67:16, Ис. 30:25, Иез. 20:40 В Библии символ «высокой горы» применялся как образ жизни в Духе, на горней высоте: «Вот закон храма: на вершине горы все пространство его вокруг — Святое Святых; вот закон храма!» (Иез. 43:12) В духовном мире подобие лестницы, соединяющей землю с небесным престолом, символизирует множественное число уровней, приводящих на высоту, в присутствие, где стоит престол Божий и восседает Бог Но самое важное для нас в понимании духовной лестницы заключается в том, что в жизни человеческой одновременно существует множество духовных уровней С очень высокого духовного уровня можно упасть и оказаться на низком, что бывает нередко Но можно вспомнить, откуда ты упал и, возревновав, вернуться на прежний уровень и творить прежние дела высокого духовного уровня, что мало кому удавалось Откр 2:5

У Бога есть намерение и даже неугасимая ревность по Своему народу, и Он возвестил ему через пророка, что Он не умолкнет и ради него не успокоится, «…Доколе не взойдет, как свет, правда его и спасение его как горящий светильник И увидят народы правду твою и все цари славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего» (Ис. 62:1-3) и еще: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные» (Мал. 4:2)

Сегодня мы знаем, что все обетования, данные Израилю, исполнились в буквальном смысле во Христе Иисусе и по праву принадлежат Его Церкви Он изливает Свою полноту Духом Святым на жаждущих, послушных Ему, благоговеющих пред именем Его, ожидающих Его во спасение Всепоглощающая полнота творческого животворящего Духа Святого во время излияния «позднего дождя» возведет приготовленную часть церкви на недосягаемые высоты духа, на которых Он приготовил для нее пир на виду у всех народов «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы» (Ис. 2:2), (Мих. 4:1) «Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена» (Пс. 22:5)

Господь простирал руки Свои через Пророков и Апостолов к народу Своему: «О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем» (Ис 2:5), но они не захотели и отломились неверием А мы, язычники, верою привились к природному корню, как об этом говорит Апостол Павел Рим. 11:17 Теперь Господь теми же словами призывает Свою церковь последовать Его призыву: «Придите, и будем ходить во свете Господнем» И еще: «Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш!» (Ис 40:9)

«И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне — из Иерусалима И будет Он судить многие народы, и обличит многие племена в отдаленных странах; и перекуют они мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис 25:6; Мих. 4:2-3)

Освобождаясь от младенческого мышления, многие, крещенные Духом Святым, начинают понимать, что облечение силою Святого Духа — это не позиция на пьедестале, а новая жизнь во Христе «И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое» (Откр 21:5) Уверовавшим в Него нужно понять, что нельзя останавливаться в познании Его воли, но всегда стремиться искать ответ на свои проблемы на более высоких ступенях «лестницы Иакова» Проще говоря, выход из безвыходных ситуаций на данной ступени твоего возраста, всегда найдется на другой, более высокой ступени Этот выход — «обетование Божье» Как и написано у пророка: «воззови ко Мне — и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь» (Иер. 33:3) Мы должны знать, что на этой лестнице, к которой мы приступили, лестнице нашего спасения, Бог не даст тебе засидеться и уснуть ни на одной из ее ступенек По ней нужно двигаться верою вверх По ней нужно путешествовать, по ней нужно учиться восходить и нисходить Как? Вместе с героями Библии, вместе с мужами Божьими, вместе с Моисеем и Илией, человеками, которые были подобны нам Тем более теперь, когда мы во Христе У нас есть возможность вместе с Петром и Павлом приходить в исступление и видеть откровения тайны Христовой, «Которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым» (Еф. 3:5) Или увидеть вместе с Апостолом Иоанном: «…Вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий» (Откр 4:1,2)

«Лестницу» нужно видеть в Евангелии Иисуса Христа, потому что эта «лестница» в Нем, и тогда передвижение по ней не составит никакого труда У нас есть для этого все необходимое: и Слово, и природа Сына, и образец первой церкви, и крылья веры, и пламенеющий Дух!

Разговор о «лестнице Иакова» возникает не случайно. Написано: «Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лк. 13:23-24). Такими узкими вратами для Иудеев оказался обещанный Богом Мессия — Иисус из Назарета. Именно Он открыл путь на небо. Апостол Пётр уверовавшим, рождённым свыше, указывал на открытое Небо: «Ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Пет. 1:11). Это одно из самых призывных обетований во всей Библии, да и, наверное, самое захватывающее, что прозвучало в Евангелии Сына Божьего: «…Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» (Ин. 11:40). Здесь нужно обратить внимание на то, что эти обетования Иисус даёт живущим, а не обещает их после смерти. Все благословения Божьи нужны человеку при жизни, чтобы сподобиться войти в город воротами не в момент смерти, а ещё при жизни измениться и получить удостоверение, что угодил Богу. Именно так написано о человеке, который старался угодить Богу. «Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» (Евр. 11:5). Вот почему человеку, жаждущему спасения, нужно при жизни получить свидетельство, что он будет восхищен и не останется на великую скорбь. Для этого он вдохновляется словами Апостола приступать, искать, обретать свободный доступ к престолу благодати, «чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16, Евр. 10:22).

Всё человечество на протяжении всей своей истории пыталось отыскать во всех религиях путь на Небо. Но только Иисус сказал: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). «Да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Лк. 22:30).

Поэтому учение Апостола Петра о Божьем плане ещё при жизни ввести нас в царство возлюбленного Сына «через познание Призвавшего нас славою и благостию» является одним из захватывающих, драгоценных обетований Нового Завета, равно как и обетование соделаться «причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2Пет. 1:4). Это обетование гораздо значительнее, чем обетование пробуждения, которого многие ищут сегодня. Все исторические пробуждения, выполнив своё назначение, угасли, будучи не в силах удержаться на духовной высоте и передать это состояние следующему поколению. Им не удавалось сохранить и передать все свои духовные достижения.

Пётр же обещает: «Ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Пет. 1:1-12). Вечное Царство Господа — это обещанный покой в окружении растленного мира, это живой Иисус, это Эммануил, то есть с нами Бог. Свободный вход без опасности выйти вон — это процесс законченный и необратимый, из которого нет возврата, как написано: «Пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились» (Мф. 25:10). Этот свободный вход находится на вершине вообразимого достижения. Путь к нему можно отыскать, двигаясь верою по «лестнице Иакова» — обетований, выстроенных ступенями, ведущих в самое небо. Но человеческий опыт стремиться двигаться горизонтально, соизмеряя свои возможности с достигнутым уровнем духовности, или обретёнными дарованиями. В беседе Иисуса с Марфой встретились два направления движения в вере: у Марфы — по горизонтали духовного опыта иудаизма, а Иисус предложил ей движение по вертикали ступеней веры к обещанной славе Мессии. «Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (Ин. 11:23-24).

Но Иисус повел её по непривычной крутизне восхождения в Небо: «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин. 11:25-27). Этим исповеданием она не поставила преграду в вере для воскресения Лазаря, равно как не отвергла возможность ещё при жизни войти через Иисуса в Царство Небесное. Марфа оказалась способной ученицей Господа.

Часто во время болезни верующие ищут рецептов и лекарств, но не ищут Самого Господа. Это случается по причине ослабления в вере, как это случилось и с Асой: «И сделался Аса болен ногами на тридцать девятом году царствования своего, и болезнь его поднялась до верхних частей тела; но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей» (2Пар. 16:12). Болезнь Асы была допущена Господом, потому что Аса разгневался на посланника Божия, который сказал ему: «Безрассудно ты поступил теперь. За то отныне будут у тебя войны. И разгневался Аса на прозорливца, и заключил его в темницу, так как за это был в раздражении на него; притеснял Аса и некоторых из народа в то время» (2Пар. 16:9,10). Если бы Аса смирился, признал над собой главенство Божье, выпустил из темницы прозорливца, поднял в молитве к Богу своё лицо, то непременно был бы услышан, прощён и исцелён, как помиловал Господь царя Иоакима. Но он не хотел признать зависимость свою от Господа, ожесточил своё сердце и закрыл его для откровений. Он стал решать проблему здоровья не через веру, по вертикали духовных ступеней, где на вершине Бог, а в горизонтальной плоскости, доступной его опыту и царскому авторитету. Он призвал знаменитых врачей, стал надеяться на лекарства. Они ему не помогли. «И почил Аса с отцами своими, и умер на сорок первом году царствования своего» (2Пар. 16:13).

Не так поступил Апостол Павел, когда заболел. Он молился и искал откровения от Господа: «Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня» (2Кор. 12:8). Вероятно, первая молитва осталась без ответа. Нам известны только два последующих откровения Павла. Первое: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор. 12:9), — не удовлетворило его. Второе ответило на все его вопросы: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2Кор. 12:7,10).

Ища лица Господня, он поднимался по вертикали лестницы, пока не увидел Славу Его. Господь объяснил ему причину его болезни и дал понять, при каких условиях Он перестанет судиться с ним. Три раза он молился и всякий раз достигал новых ступеней этой «лестницы».

Некоторые люди, получив благословение от Господа и успешно применив его на деле, перестают искать дальнейших повелений от Господа, останавливаются в движении по вертикали «от веры в веру», от силы в силу. Они стараются безмерно расширить свою успешную деятельность по горизонтали и выпадают из воли Господа. Постоянный успех кружит голову и уводит от цели.

Движение поиска Бога по вертикали приносится в жертву успеху развития по горизонтали, а успех без откровения свыше необуздан в самомнении, приводит в трясину самодостаточности и к отпадению от Господа. Вот откуда приходят неустройства и потрясения в самые успешные служения. Эти горизонтальные ступени достигнутого успеха стремятся распространиться во всю широту этого мира. Получив благодать, люди, как правило, перестают искать её полноты, но начинают искать по обыкновению человеческому успеха и признания. Неверующие советовали Иисусу: «Ибо никто не делает чего-либо втайне и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру» (Ин. 7:4). Многие идут этим горизонтальным путём, связывая себя на долгие годы обязательствами. Получив успех и признание, они перестают быть нищими духом, теряют интерес к Божьим обетованиям потребность двигаться по вертикали к познанию Бога. Для достижения горизонтальных (организационных) целей люди едут учиться в учебных заведениях, ищут спонсоров, привлекают юридическую поддержку, ищут благосклонного лица правителей, опираются на мнение большинства, начинают заниматься политическими делами. В таком случае их оценка собственного состояния и результата может резко расходиться с оценкой Господа, как это было с пастором Лаодикийской церкви: «Ибо ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3:17). Находясь во свете, на более высокой ступени близости с Господом, он не удовлетворился бы собственным тщеславием или лестью приближенных, заискивающих у него людей и хвалящих его. Но если дело его разрушится и он увидит бедствие своего состояния, а ещё лучше, когда он получит такое ясное откровение, то он опять понуждается двигаться по вертикали познания Господа и начнёт искать Его на более высоком уровне.

Владимир Мурашкин
епископ,
г. Малоярославец